Как многим известно, у обычного магнита есть два полюса – северный и южный.
В звукоснимателе также используется магнит, для создания магнитного поля. Без него он не будет работать. Обычно магнит располагается внутри катушки, либо под ней. Тогда магнитное поле подводится к струнам через сердечники из магнитопроводной стали.
У синглов магнит обычно расположен вертикально и один из полюсов направлен к струне, а второй в противоположную сторону. У хамбакеров, в большинстве случаев, магнит расположен горизонтально. Благодаря этому одна катушка подмагничена южным полюсом, а вторая северным.
Если мы возьмем звукосниматель и ничего в нем не поменяем, кроме полярности магнита, то в звуке практически ничего не изменится на слух, но фаза сигнала изменится на противоположную. Потому что от полюса магнита зависит направление течения тока в катушке.
Когда звукосниматель звучит один, изменение полярности, как было сказано выше, мы не услышим. Но когда работают одновременно два датчика, фазы могут либо совпасть, либо нет.
В первом случае наш сигнал сложится практически по всему спектру, а во втором сигнал будет вычитаться, особенно это заметно на низких частотах. Тогда-то мы и услышим, что звукосниматели звучат в противофазе.
Данная проблема решается изменение полярности одного из магнитов.
Но почему так происходит? Почему нельзя просто использовать какую-то одну полярность. Первоначально, в первых звукоснимателях, синглах (фабрики Fender), никто об этом не думал. Когда появились хамбакеры (фабрики Gibson), в инструментах также использовался только этот тип. Никто не думал их совмещать в одной гитаре, поскольку это были конкурирующие компании. Но когда это произошло, оказалось, что фазы сигналов с синглов и хамбакеров не совпадают. Так исторически сложилось, что ни одна из компаний не захотела менять свои внутренние стандарты даже по сей день. Поэтому при совмещении хамбакеров и синглов важно учитывать как полярность, так и направление намотки провода, чтобы фазы с разных датчиков были одинаковы.
Но бывает, что магнит разворачивают намеренно, чтобы скопировать звучание любимого музыканта, например Peter Green, Gary Moore. Характерное звучание противофазы было их визитной карточкой и этот звук весьма узнаваем.
В любом случае, при обслуживании инструментов желательно, чтобы у каждого гитарного мастера был хотя бы обычный компас, которым, при необходимости можно было бы проверить полярность звукоснимателя.
P.S. При заказе звукоснимателей для инструмента, где используются хамбакеры и синглы, по возможности пишите об этом в комментарии.